Насколько близки друг другу дизайн интерьера и предметный дизайн? Как связаны в предмете функция и эмоция? Зачем польза и красота нужны друг другу? Директор школы дизайна «Детали» Татьяна Рогова беседует об этом с Марком Хамфри, одним из самых ярких предметных дизайнеров современности.
Т.Р.: Марк, каковы ваши ожидания и первые ощущения от визита в Москву?
М.Х.: Первое мое ожидание не оправдалось (смеется) – я ждал солнца, а за окном метель. В марте в России, оказывается, идёт снег. Красиво, конечно, но холодно. А если серьезно, то я приехал, чтобы поговорить насколько тесно сосуществуют дизайн интерьера и предметный дизайн. Я бы хотел обсудить это со слушателями моих мастер-классов, организованных по инициативе школы дизайна «Детали».
Т.Р.: Когда мы говорим о предметном дизайне, то чаще всего на первый план выходит функция – предмет должен быть полезным. Но почему, по вашему мнению, дизайнер стремится наполнить предмет красотой? Вам, как автору, важно, чтобы вещь была не только полезной, функциональной, но и красивой? Нуждается ли вообще польза в красоте?
М.Х.: Основа моей философии дизайна в том, что искусство, процесс творчества, функциональность должны гармонично соединяться в предмете. В своих работах я стараюсь сделать так, чтобы, впервые увидев предмет, зритель не сразу догадался в чем его функция. А в момент понимания, узнавания предмета, человек делает открытие, испытывает эмоции. Например, моя известная лестница (Final Encore – прим. ред.). Вы не сразу понимаете что перед вами, пока не подойдете ближе и не увидите, что это – лестница, по которой удобно подниматься и спускаться. Моя работа достигает цели, когда рождается эмоция. Это справедливо и для предметного дизайна, и для создания интерьера.
Я хотел бы, чтобы каждый человек, используя созданные мною вещи, получал свой собственный эмоциональный опыт, испытывал свои ощущения, видел свою красоту. И не важно, какой образ возникает в его голове: кто-то может увидеть цветок, кто-то – нечто совсем иное.
Т.Р.: Есть ли какая-то сверхзадача в развитии такого подхода к дизайну?
М.Х.: Ближайшая задача, которую я поставил перед собой, – это разработка некой теории, объединяющей в дизайне искусство, творческий процесс, функциональность. Я давно применяю этот подход в самых в разных сферах: мода, предметный дизайн, интерьеры, паблик-арт, ландшафт, транспорт, мемориалы и т.д. Мой принцип работает. Далее, отталкиваясь от него, я буду развивать свой бренд.
Т.Р.: Откуда вы черпаете вдохновение для своих работ?
М.Х.: Вдохновение приходит от описания задачи. Помните, в прошлом году на мастер-классах "Деталей" в Лондоне мы долго говорили о вдохновении? Можно ответить банально: вдохновляют прекрасные предметы, природа, закаты и т.д. Это всё правда, конечно. Но важно уметь видеть красоту в материале, с которым ты работаешь. Многие мои предметы имеют соблазнительные очертания. Это не случайно возникашая форма. Притягательный силуэт возникает от познания материала через чувственное отношение к нему.
Сейчас я заканчиваю работу над мемориалом в честь 100-летия Первой мировой войны. Это огромные по размеру конструкции. И вдохновением для них стал маленький цветок красного мака, который всегда надевали в петлицу в память о жертвах войн. Форма этого цветка и стала концепцией проекта.